«На какой водоём мы с тобой в детстве ходили вместе на рыбалку?». Вопрос простой, но именно он способен поставить мошенников в тупик - слишком уж личный. Такую проверку по телефону полезно устраивать каждый раз, если разговор касается денег. Все чаще бывает так: позвонил мошенник, у которого голос - точная копия, например, сына. «Мама, со мной произошла неприятная история - я сбил человека. Мне срочно нужно 10 000 рублей».
Куда более крупной суммы можно лишиться, когда от имени руководителя звонят его же сотрудникам и требуют срочно перевести содержимое кассы. Сомнений не возникает - ведь на экране телефона высвечивается номер руководителя, а из трубки звучит его голос.
Похитить чужой голос можно ещё быстрее. Записать образец нашей речи, говорят эксперты, позволяет как безобидный телефонный опрос, так и разговор с псевдо-банком. Достаточно всего лишь одну-две минуты записать разговор. Сейчас возможности компьютерной модуляции очень высокие - можно смоделировать и голос, и даже лицо. Нужна ли биометрия, если эти данные так легко подделать? Порой обычный пароль становится более надежной защитой. Да и сменить его в случае чего гораздо проще.
Так называемая технология дипфейк изначально создавалась в помощь киноиндустрии. Позже её стали использовать и шутки ради. Так Филипп Киркоров стал звездой «Пиратов Карибского моря», Аркадий Укупник предстал в образе эффектной чёрной вдовы, а британская королева сразила интернет пользователей фееричным танцем:
Например, для того, чтобы встать на место голливудской красавицы, понадобится одна ваша фотография и 5 минут времени. Правда, в такую подмену вряд ли кто-то поверит - нужна сложная постобработка. Естественно, мошенники такими возможностями пока не располагают, и подделку можно вполне отличить и невооружённым глазом.
Не верить своим глазам, на деле, оказывается проще, чем ушам. В точности определить, что на том конце провода незнакомец, сейчас могут лишь крупные компании, защищённые специальными программами. Это системы, которые с помощью так называемой голосовой биометрии имеют возможность отличить речь человека-владельца от мошенника.
Разработчики уверяют, что скоро такие системы будут доступны и для обычных пользователей. А пока, держите ухо востро - не доверяйте всему, что услышите. Перезвоните сами и спросите то, что не может знать посторонний.