Хакинг представляет собой науку и искусство по проникновению в компьютеры и сети, целью которого является получение несанкционированного доступа к информации, а зачастую также ее удаление или изменение. Занимаются этим специально обученные люди - хакеры, которые зачастую применяют в процессе взлома специальные инструменты и навыки. У них могут быть совершенно разные мотивы: от любопытства и образования до кражи и шпионажа. Некоторые из них даже предоставляют услуги хакера на заказ.
Хакинг имеет долгую и увлекательную историю, которая началась задолго до появления первых компьютеров. В этой статье мы расскажем о некоторых ключевых этапах и персонажах в развитии хакинга с конца XIX века до наших дней.
Начало хакинга: телефонные фрики
Одним из первых примеров хакинга можно считать телефонный фрикинг (phone phreaking) - это деятельность, связанная с манипулированием телефонной сетью с помощью различных устройств, называемых боксами (boxes). Телефонные фрики использовали боксы для получения бесплатных звонков, подключения к специальным линиям и сервисам, прослушивания чужих разговоров и других взломов.
Телефонный фрикинг возник в конце 1950-х годов, когда некоторые энтузиасты обнаружили, что телефонная сеть работает на основе тонального набора номера, при котором каждая цифра соответствует определенной частоте звука. Оказалось, что если подать на линию определенные комбинации частот, то можно управлять переключателями и реле в телефонной станции и получить доступ к скрытым функциям.
Одним из первых известных телефонных фриков был Джон Дрейпер (John Draper), также известный как Капитан Кряк (Captain Crunch). Он узнал, что можно использовать дешевый пластиковый свисток из коробки с хлопьями "Капитан Кряк" для генерации частоты 2600 герц, которая отключала дальнейшее набирание номера и давала доступ к междугородним линиям. Дрейпер стал одним из самых известных хакеров своего времени, он даже обучал этому искусству молодых Стива Возняка (Steve Wozniak) и Стива Джобса (Steve Jobs), будущих основателей компании Apple.
Телефонный фрикинг достиг своего пика в 1970-х годах, когда появилось множество журналов, книг и групп по интересам, посвященных этой теме. Одним из самых популярных журналов был YIPL/TAP (Youth International Party Line / Technological American Party), основанный Абби Хоффманом (Abbie Hoffman) и Аль Кортексом (Al Bell). Журнал публиковал схемы боксов, советы по взлому телефонной сети и политические лозунги. Телефонный фрикинг также стало частью контркультуры и протестного движения против войны во Вьетнаме.
Однако телефонный фрикинг стал все сложнее и опаснее с развитием технологий и ужесточением законодательства. В 1980-х годах телефонная сеть перешла на цифровую связь, которая делала боксы бесполезными. Многие телефонные фрики были арестованы и осуждены за мошенничество и нарушение тайны переписки. Телефонный фрикинг постепенно ушел в историю, но оставил свой след в культуре и технологии.
Рождение компьютерного хакинга: первые хакеры
Компьютерный хакинг начался в 1960-х годах, когда появились первые персональные компьютеры и интернет. Первые хакеры были студентами и преподавателями Массачусетского технологического института (MIT), которые экспериментировали с компьютерами TX-0 и PDP-1, создавая программы, игры и системы искусственного интеллекта. Они также разработали один из первых компьютерных языков программирования - LISP.
Первые взломщики имели свой собственный кодекс этики, который включал следующие принципы:
- Доступ к компьютерам должен быть свободным и неограниченным,
- Информация должна свободно распространяться и обмениваться,
- Компьютеры должны использоваться для улучшения жизни людей, а не для военных или коммерческих целей,
- Взлом - это творческий и интеллектуальный вызов, а не способ наживы или вреда.
Первые хакеры также создали одну из первых онлайн-сообществ - Лабораторию искусственного интеллекта (AI Lab) на MIT, где они общались, сотрудничали и делились своими работами. Они также были связаны с другими группами взломщиков, такими как Homebrew Computer Club в Калифорнии, где встречались будущие основатели Apple, Microsoft, Atari и других компаний.
Первые хакеры внесли большой вклад в развитие компьютерной науки, программного обеспечения и интернета. Они создали такие проекты, как операционная система UNIX, редактор текста Emacs, протокол TCP/IP, сеть ARPANET (предшественник интернета), язык программирования C и многие другие. Они также заложили основы для движения открытого исходного кода (open source) и свободного программного обеспечения (free software), которые продолжают жить и развиваться до сих пор.
Расцвет и падение хакерской культуры: 1980-е - 1990-е годы
В 1980-е годы хакерство стало более популярным и разнообразным, поскольку появилось больше типов компьютеров, сетей и программ. Условно хакеров стали делить на следующие категории:
- Энтузиасты (hobbyist hackers) - это люди, которые занимались хакингом для удовольствия, обучения и саморазвития. Они продолжали традиции первых взломщиков, создавая свои собственные программы, игры и системы. Они также участвовали в хакатонах (hackathons) - соревнованиях по программированию, где они решали задачи и демонстрировали свои проекты. Пример - Ричард Столлман (Richard Stallman), основатель проекта GNU и движения за свободное программное обеспечение.
- Активисты (hacktivists) - это люди, которые использовали хакинг для политических или социальных целей. Они проводили кибератаки на сайты и серверы правительств, корпораций или других организаций, которые они считали несправедливыми или враждебными. Они также распространяли свои идеи и манифесты через интернет. Примером хакера-активиста можно назвать Джулиана Ассанжа (Julian Assange), основателя сайта WikiLeaks, который публиковал секретные документы и информацию о различных скандалах и преступлениях.
- Преступники (criminal hackers) - это люди, которые занимались хакингом для наживы или вреда. Они взламывали банковские счета, кредитные карты, пароли и другие личные данные пользователей. Они также создавали вирусы, трояны, черви и другие вредоносные программы, которые заражали компьютеры и сети. Они также продавали или шантажировали своими жертвами. Пример - Кевин Митник (Kevin Mitnick), один из самых известных киберпреступников в истории, который был арестован и осужден за множество взломов.
Хакерская культура также стала более известной и влиятельной в обществе. Хакеры стали героями или злодеями в кино, литературе и журналистике. Некоторые из самых известных фильмов и книг о них были "Война игр" (WarGames), "Хакеры" (Hackers), "Матрица" (The Matrix), "Нейромант" (Neuromancer) и "Снежный крушение" (Snow Crash). Взломщики также стали частью молодежной субкультуры, которая выражала свой стиль, язык и ценности через хакинг.
Однако хакерство также стало более опасным и преследуемым. В 1986 году был принят закон США об отношении к компьютерам (Computer Fraud and Abuse Act), который ужесточил наказание за несанкционированный доступ к компьютерам и сетям. Многие хакеры были выслежены, арестованы и осуждены за свои действия. Взлом также стал более сложным и конкурентным, поскольку компьютерные системы и сети становились более защищенными и продвинутыми. Хакерская культура постепенно теряла свой дух и единство, разделяясь на разные фракции и направления.
Современное состояние хакинга: 2000-е - 2020-е годы
В 2000-е - 2020-е годы хакинг продолжает развиваться и приспосабливаться к новым технологиям и вызовам. Хакеры стали более профессиональными и организованными, формируя группы, корпорации или сообщества. Некоторые из них:
- Исследователи (research hackers) - это люди, которые занимаются хакингом для научных или образовательных целей. Они изучают уязвимости, алгоритмы, протоколы и другие аспекты компьютерной безопасности. Они также разрабатывают новые методы и инструменты для хакинга. Они часто делятся своими находками и решениями на конференциях, семинарах или в журналах. Примером хакера-исследователя был Линус Торвальдс (Linus Torvalds), создатель ядра Linux и лидер проекта Linux.
- Консультанты (consultant hackers) - это люди, которые занимаются хакингом для коммерческих или правительственных целей. Они предоставляют свои услуги по тестированию, аудиту, обучению или защите компьютерных систем и сетей. Они также помогают предотвращать или расследовать кибератаки. Они часто работают в специализированных компаниях или организациях, таких как IBM, Google, NSA или FBI. Примером хакера-консультанта был Эдвард Сноуден (Edward Snowden), бывший сотрудник NSA, который раскрыл масштабную программу слежки за интернет-трафиком.
- Анархисты (anarchist hackers) - это люди, которые занимаются хакингом для антиобщественных или революционных целей. Они противостоят власти, контролю и цензуре в интернете. Они также поддерживают свободу, равенство и солидарность в онлайн-пространстве. Они часто проводят массовые кибератаки на сайты и серверы своих противников, используя тактики, такие как DDoS (distributed denial-of-service), дефейсинг (defacement) или лизинг (leaking). Они также участвуют в онлайн-протестах и кампаниях по различным социальным и политическим вопросам. Примером хакеров-анархистов стала группа Анонимус (Anonymous), международное движение активистов, которое объединяло разных людей под общей маской и лозунгом "Мы - легион. Мы не прощаем. Мы не забываем. Ожидайте нас". Анонимус проводил кибератаки на такие цели, как Церковь саентологии, правительство Ирана, Sony, PayPal, ISIS и другие. Анонимус также поддерживал такие движения, как Арабская весна, Occupy Wall Street и Black Lives Matter.
Хакинг в настоящее время является одной из самых важных и влиятельных сил в современном мире. Хакеры продолжают создавать, исследовать, атаковать и защищать компьютерные системы и сети. Они также продолжают влиять на культуру, политику, экономику и общество. Взлом - это не только технология, но и философия, искусство и жизненный стиль.