Реклама давно стала частью нашей повседневной жизни, подстерегая нас тяжеловесными стендами на дороге, стикерами – в салонах маршрутных такси, бегущей строкой – в вагонах метрополитенов, баннерами – в личных почтовых ящиках. С каждым годом рекламы становится все больше и больше, тысячи предпринимателей и компаний покупают светодиодную бегущую строку, рекламные билборды и щиты. Но самое главное и самое опасное – это то, что реклама эволюционирует, с непосредственностью вируса изменяясь для все более глубокого воздействия на психику потребителя.
Еще совсем недавно эффективность рекламы в сети Интернет зависела в основном от качества баннера и правильности выбора размещения. Однако сейчас баннеры являются чаще всего поддерживающей и имиджевой составляющей рекламной кампании в сети Интернет, а королевский титул по праву принадлежит рекламе контекстной. Мощнейшие поисковые машины анализируют любую информацию, используемую пользователем: поисковые запросы, страницы интернет-магазинов, сообщения на форумах и комментарии к новостям. Используя новейшие алгоритмы, система определяет приоритетные, по ее мнению, потребности пользователя, и услужливо «подбрасывает» информацию, стимулирующую пользователя к принятию решения о покупке. Зародившись как средство информирования покупателя, реклама в процессе своей эволюции трансформировалась вначале в средство убеждения, а на современном этапе – в средство формирования спроса как такового. Реклама уже не просто информирует или демонстрирует преимущества того или иного товара. Реклама, став интерактивной и вооружившись новейшими поисковыми ботами, разыскивает малейший интерес интернет-пользователя и аккуратно формирует из него потребность, которая рано или поздно завершается покупкой. Человечество, успешно выигравшее схватку с ледниковым периодом, пережившее мамонтов, извержения вулканов, черную оспу и чуму, проигрывает схватку за будущее собственному детищу – рекламе, позволяя формировать из человека разумного человека потребляющего, и возвещая Эру Потребления.
Любой интерес пользователя, любое его пожелание тут же становится достоянием программного обеспечения, главная цель которого – вызвать желание приобрести предмет своего интереса. Ускоренное потребление стимулирует производство, а рекламная активность требует от производителей все новых и новых модификаций товара. Так называемая «гонка инноваций» приводит к значительному снижению прибыльности компаний, поскольку часть продукции, несмотря на все более активную рекламу, морально устаревает еще на полках магазинов, так и не дойдя до покупателей. Несмотря на ограниченность большей части ресурсов на планете, все большая часть продукции производится для того, чтобы быть реализованной во время сезонных распродаж или в связи со снятием линейки с производства.
Следовательно, в процессе эволюции изменилась сама сущность рекламы: из двигателя прогресса реклама превратилась в регрессивный стимулятор, вынуждая человечество к необоснованной трате по большей части дефицитных ресурсов. Когда-то давным-давно человечество выпустило из бутылки рекламного джина, вообразив, что сможет держать его под контролем. Однако джин вырвался на волю и успел подмять не только отдельные отрасли, но и целые страны, войти в каждый дом и оставить своих ботов в каждом почтовом ящике. Человечество медленно скатывается в яму глобального потребительства, услужливо приготовленную эволюционировавшей рекламой. И каждый лайтбокс, каждый баннер, каждый рекламный ролик на телеэкране возвещает об очередной победе потребления над сознанием, инстинктов – над разумом, а рекламы – над человеком.