Вы здесь

Блокчейн и борьба с контрафактом

Опубликовано: сб, 08/04/2023 - 18:40
Блокчейн и борьба с контрафактом

Распространённое в начале 2020-х годов мнение о том, что все кажется немного ненастоящим, является материальной правдой, но уже другого порядка. Не только наша обувь и сумки, но и косметика, зарядные устройства для телефонов, стеклянная посуда и лекарства; прихватки для духовки, велосипедные шлемы и детали самолётов; компоненты аппаратов для внутривенного вливания и дефибрилляторов, тормоза высокоскоростных поездов - все это может быть поддельным. Контрафактные товары, как правило, являются некачественными и нарушают права интеллектуальной собственности. Культовыми примерами являются поддельные сумки Louis Vuitton и кроссовки Nike Air Jordan, но сейчас подделки можно найти во всём спектре розничного, оптового потребления и, что самое страшное, сложного технического оборудования критически важной инфраструктуры.

Достижения в области логистики приводят к появлению всё большего количества подделок. Растущий объем контейнерных перевозок увеличивает такую торговлю, поскольку усиление надзора, которое позволило бы их обнаружить, также замедлило бы поток законных товаров. Примерно с 2018 года рост онлайн-покупок, доставки небольших посылок и покупок в социальных сетях увеличил продажи подделок на платформах маркетплейсов, открыв новую эру «незаметных подражателей», не относящихся к категории роскоши. Карантин в связи с пандемией усугубил проблему, создав спрос на контрафактные полупроводники и средства индивидуальной защиты.

Логистика, обычно понимаемая как перемещение существующих товаров, создаёт рынки для новых, контрафактных схем. Стремление к скорости и удобству создало для нас целый мир поддельных товаров. Теперь даже пластик на самом деле не пластик. Широко разрекламированная новая технология управления цепочками поставок могла бы помочь остановить поток контрафактной продукции. Блокчейн - это децентрализованная технология, которая может использоваться в документировании о происхождении продукции, состоящая из блоков закодированной информации, которые связаны между собой в неизменяемую цепочку.

подделка или оригинал

Ещё в 2018 году коммерческие фирмы пришли в восторг от этого, потому что, связывая каждый блок кода с этапом пути производства и перемещения, можно было аутентифицировать цепочки поставок, оптимизируя поток и устраняя торговлю подделками, а также другие дорогостоящие формы потерь и юридических трений. Каждая заинтересованная сторона в процессе могла бы проверять происхождение деталей и ингредиентов по мере их прохождения через субподрядчиков. Торговля на сером рынке прекратилась бы, и потребители могли почувствовать уверенность в происхождении и целостности продуктов. Из ранних примеров можно привести «прозрачную» курицу Carrefour, продаваемую с QR-кодом, подтверждающим, где и как она была выращена, а также её рацион из зерна, французской сои без антибиотиков.

Страница сайта в интернете, куда вёл QR-код, была с подробным описанием жизни цыплёнка, включая его вес, количество шагов, которые он сделал, и его фотографию. Если после «знакомства» с курицей вам все ещё хотелось её съесть, вы могли бы сделать это, не беспокоясь о микробах, гормонах или плохом с ней обращении. Рассказывая точные истории о цепочках поставок законных товаров, блокчейн для торговли может увеличить поток товаров легитимного происхождения, а также внести огромное подспорье для автоматизации бухгалтерии или таможенных процедур. В светлом воображаемом мире будущего, ни один товар не смог бы перемещаться без проверки, а, следовательно, любой отправленный товар был бы с подтверждением от законного производителя.

Мечта о блокчейне напоминает нам о том, что логистика - это несовершенное перформативное искусство. Формула учебника логистики XXI века описывает «семь правил» управления цепочками поставок: доставить нужный продукт в нужное место в нужное время нужному клиенту в нужном состоянии по нужной цене и в нужном количестве. Поскольку доставка влияет на торговлю как на экономический и юридический обмен, выполнение семи прав превращает любую продукцию в собственность. Но этого недостаточно: всё это должно быть убедительно задокументировано. Аккредитивы, счета-фактуры, коносаменты, морские накладные, бумажные деньги: это устаревшие экономические формы восемнадцатого века, которые вызывают сомнения у современных пользователей, так как сильно развились технологии для подделки такой документации. Однако, когда мир переходит к сложным глобальным цепочкам поставок, доставка, документирование и бухгалтерская отчётность становятся настолько сложными, что современные цифровые инструменты логистики становятся наиболее эффективной формой учёта. Объединяя производство с дистрибуцией, такие системы создают полную историю происхождения продукции, путём объединения составных частей.

bmw двигатель

Взять для примера автопроизводителя BMW, у которого 12 000 поставщиков в 70 странах. Сам коленчатый вал отправляется из Франции в Англию для доводки, в Германию для соединения с двигателем, а затем обратно в Англию для установки в автомобиль. В погоне за миллионами переменных в цепочке поставок, специалисты компании BMW консультировалась с фирмами, занимающимися квантовыми вычислениями, чтобы не отставать от них. Масштаб, скорость и сложность таких операций просто поражают воображение. Но, как известно любому, чей багаж или посылки были утеряны, даже самые простые доставки идут наперекосяк.

Блокчейн и квантовые вычисления могут сделать цепочки поставок прозрачными и гибкими, отчасти за счёт выявления поставок компонентов, которые не соответствуют всем семи правилам. Устраняя неопределённость при сборке автомобилей, BMW стремится контролировать цепочку поставок, избегая таких скандалов, как разоблачение в 2016 году того, что индийские дети работали в долговой кабале, добывая слюду, которая использовалась для блестящей краски их автомобилей. Такой же контроль позволил бы устранить контрафактные компоненты. И всё же пока огромное количество перемещений, необходимых для производства, иногда вносит сумятицу даже в стабильную фазу производства.

Условия на местах всегда могут отличаться от тех, которые оператор транзита намеревается проверить. Более того, частные, разрешённые блокчейны не являются прозрачными и доступными для общественности. Поскольку для их проверки требуются интенсивные вычисления, вмешательство может остаться незамеченным. Закрытие блокчейн-решения Maersk для глобальной торговли к концу первого квартала 2023 года свидетельствует о неспособности компании внедрить новую парадигму обмена данными без доверия.

NFT

Путаницу, сопровождающую эту транспозицию, и её последующее доведение до абсурда, можно увидеть в громком применении технологии блокчейн, известной как NFT. NFT - это невозвратные токены, связанные с цифровым искусством, за которые инвесторы и коллекционеры платят сногсшибательные цены. Как и в случае с блокчейном для управления цепочками поставок, NFT по-прежнему основывается на неиспользуемом блоке кода в цепочке, но теперь он соответствует файлу, который можно заменить и скопировать. Если вы покупаете NFT, то, вы владеете только записью на блокчейне, которая вам принадлежит. У вас есть право продать его в будущем. Эта концептуальная размытость не отпугнула многих спекулянтов, покупающих NFT. Это также не поставило под угрозу статус блокчейна как нового глобального стандарта подтверждения подлинности в области безопасности цепочки поставок.

Перед NFT стоит задача рассказать свою собственную историю цепочки поставок, но она терпит неудачу. Произошла покупка или нет? Что, если вообще что-либо, переезжало с места на место или переходило из рук в руки? Подобно историям с контрафактом, технология NFT пытается преодолеть двоичную систему, лежащую в основе торговли, между материальным товаром и его текстовой, виртуальной, вымышленной гарантией. В этой новой логистической парадигме материальные блага теперь являются объектом спекуляций. Конечно, самым большим и лучшим примером такой транспозиции является другая форма, основанная на блокчейне - крипта. Вызывающий недоумение статус этого явления (валюты, товара, ценной бумаги, нематериального актива и собственности, в зависимости от того, кого вы спросите) заставил финансовых традиционалистов отмахнуться от него как от очередной нежизнеспособной подделки. Несмотря на то, что криптовалюта была разработана таким образом, чтобы быть прозрачной и отслеживаемой, её очевидное отсутствие привязки к «реальным» объектам институциональной собственности и практике передачи данных сделало её опасным средством мошенничества. Криптография - это ещё один пример декадентской технологической фантазии, но она возникает из мира, созданного финансовым воображением, мира, в котором все может быть проверено, но никогда ничего не проверяется.